К какому специалисту вам нужно попасть на прием, если у ребенка плохо получается говорить: хромает звукопроизношение, не складываются слова в предложения, а может сами слова выходят совсем не такими, как задумано? Если кроме этого у ребенка не наблюдается никаких проблем, освоить чистую речь поможет логопед, а в случае, если неправильная речь развивается на фоне других особенностей психики – необходима помощь дефектолога.
Дефектолог – это специалист, оказывающий профессиональную помощь при речевых сложностях у детей, имеющих особенности развития центральной нервной системы, органов слуха или речевого аппарата. Его специализацией являются речевые отклонения у детей, вызванные врожденными или приобретенными изменениями в мозге и центральной нервной системе, а также в органах слуха и речевом аппарате. Другими словами, дефектолог помогает освоить правильную речь особенным детям.
Кому поможет дефектолог
Список нарушений, с которыми работают специалисты данного профиля, очень широк:
- Аутизм и расстройства аутистического спектра;
- синдром Дауна;
- ПЭП — перинатальная энцефалопатия;
- ММД — минимальная мозговая дисфункция;
- СДВГ — синдром дефицита внимания и гипервозбудимости;
- Наличие нескольких дефектов в развитии одновременно, образующих сложноструктурный дефект;
- ЗПР — задержка психического развития;
- ЗПМР — задержка психомоторного развития;
- ЗПРР — задержка психоречевого развития;
- ЗРР — задержка речевого развития;
- Олигофрения, умственная отсталость;
- ДЦП — детский церебральный паралич;
- Другие речевые нарушения — общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная и пр.
Нужен ли дефектолог вашему ребенку?
Существует статистика, согласно которой обращаются к дефектологу по возрастам со следующими проблемами (номер пункта соответствует возрасту ребенка в годах):
- Ребенок не начинает говорить или внезапно совсем замолкает после того, как начинает произносить первые слова.
- Ребенок применяет жестикуляцию, а не слова, не осваивает говорение фразами, говорит слишком быстро и взахлеб, не понимает речи, которая обращена к нему.
- Ребенок говорит на своем выдуманном языке, вместо речи склонен подражать звукам, не понимает речи взрослых, либо в словах путает простейшие звуки.
- Речь нечеткая или монотонная, нет интереса к разговору и общению, книги ребенок на слух воспринимает с трудом.
- Происходит путаница в пространственно-временных понятиях (тут, там, сейчас, потом), ребенок не может крепко и уверенно держать ручку или карандаш, рассеян.
- Путает слоги в длинных словах, не может выучить стихи или пересказать сюжет мультика или события дня, ответить на простые вопросы без путаницы.
- Плохое чтение, запоминание и объединение букв, пропуски частей слова при чтении.
При этом трудности предыдущего этапа, не будучи искорененными, переходят и в более старший возраст.
Заметив подобные признаки в поведении ребенка, рекомендуем обратиться за диагностикой к логопеду-дефектологу, который в случае необходимости может порекомендовать вам других специалистов. Например, в случае необходимости логопед-дефектолог направляет ребенка на консультацию к психологу, неврологу, нейропсихологу.
Первый прием дефектолога
На диагностическом приеме логопед-дефектолог подробно изучает речь и около-речевую активность ребенка. Задача специалиста — проверить за время первого приема все типы речи и звукопроизношения, составить речевую карту и сформировать мнение психическом статусе ребенка: имеются ли основания считать, что у малыша есть четко выраженные особенности развития или таких оснований нет. Результатом приема также будут рекомендации по дальнейшим занятиям и посещению врачей и специалистов.
Дефектологическая коррекция
На основании диагностики дефектолог составляет индивидуальный план коррекции, в который могут входить занятия:
- работа с общей и мелкой моторикой;
- формирование пространственных представлений;
- развитие понимания речи;
- развитие слоговой структуры;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- формирование когнитивных процессов;
- коррекция звукопроизносительной стороны речи.
Сочетание всех или некоторых из этих методов коррекции со временем может измениться. Специалист смотрит на персональный прогресс ребенка, и в зависимости от состояния коммуникационных навыков ребенка программа подвергается корректировке.
График коррекционных занятий и их количество согласовываются с родителями.
Записаться и задать любой интересующий вопрос можно по тел. +7 (922) 462-01-66
Присоединяйтесь к нам в соц.сети — ежедневно выкладываем полезный материал для родителей