Дефектолог

К какому специалисту вам нужно попасть на прием, если у ребенка плохо получается говорить: хромает звукопроизношение, не складываются слова в предложения, а может сами слова выходят совсем не такими, как задумано? Если кроме этого у ребенка не наблюдается никаких проблем, освоить чистую речь поможет логопед, а в случае, если неправильная речь развивается на фоне других особенностей психики – необходима помощь дефектолога.

Дефектолог – это специалист, оказывающий профессиональную помощь при речевых сложностях у детей, имеющих особенности развития центральной нервной системы, органов слуха или речевого аппарата. Его специализацией являются речевые отклонения у детей, вызванные врожденными или приобретенными изменениями в мозге и центральной нервной системе, а также в органах слуха и речевом аппарате. Другими словами, дефектолог помогает освоить правильную речь особенным детям.

Кому поможет дефектолог

Список нарушений, с которыми работают специалисты данного профиля, очень широк:

  • Аутизм и расстройства аутистического спектра;
  • синдром Дауна;
  • ПЭП — перинатальная энцефалопатия;
  • ММД — минимальная мозговая дисфункция;
  • СДВГ — синдром дефицита внимания и гипервозбудимости;
  • Наличие нескольких дефектов в развитии одновременно, образующих сложноструктурный дефект;
  • ЗПР — задержка психического развития;
  • ЗПМР — задержка психомоторного развития;
  • ЗПРР — задержка психоречевого развития;
  • ЗРР — задержка речевого развития;
  • Олигофрения, умственная отсталость;
  • ДЦП — детский церебральный паралич;
  • Другие речевые нарушения — общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная и пр.

Нужен ли дефектолог вашему ребенку?

Существует статистика, согласно которой обращаются к дефектологу по возрастам со следующими проблемами (номер пункта соответствует возрасту ребенка в годах):

  1. Ребенок не начинает говорить или внезапно совсем замолкает после того, как начинает произносить первые слова.
  2. Ребенок применяет жестикуляцию, а не слова, не осваивает говорение фразами, говорит слишком быстро и взахлеб, не понимает речи, которая обращена к нему.
  3. Ребенок говорит на своем выдуманном языке, вместо речи склонен подражать звукам, не понимает речи взрослых, либо в словах путает простейшие звуки.
  4. Речь нечеткая или монотонная, нет интереса к разговору и общению, книги ребенок на слух воспринимает с трудом.
  5. Происходит путаница в пространственно-временных понятиях (тут, там, сейчас, потом), ребенок не может крепко и уверенно держать ручку или карандаш, рассеян.
  6. Путает слоги в длинных словах, не может выучить стихи или пересказать сюжет мультика или события дня, ответить на простые вопросы без путаницы.
  7. Плохое чтение, запоминание и объединение букв, пропуски частей слова при чтении.

При этом трудности предыдущего этапа, не будучи искорененными, переходят и в более старший возраст.

Заметив подобные признаки в поведении ребенка, рекомендуем обратиться за диагностикой к логопеду-дефектологу, который в случае необходимости может порекомендовать вам других специалистов. Например, в случае необходимости логопед-дефектолог направляет ребенка на консультацию к психологу, неврологу, нейропсихологу.

Первый прием дефектолога

На диагностическом приеме  логопед-дефектолог подробно изучает речь и около-речевую активность ребенка. Задача специалиста — проверить за время первого приема все типы речи и звукопроизношения, составить речевую карту и сформировать мнение психическом статусе ребенка: имеются ли основания считать, что у малыша есть четко выраженные особенности развития или таких оснований нет. Результатом приема также будут рекомендации по дальнейшим занятиям и посещению врачей и специалистов.

Дефектологическая коррекция

На основании диагностики дефектолог составляет индивидуальный план коррекции, в который могут входить занятия:

  • работа с общей и мелкой моторикой;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие понимания речи;
  • развитие слоговой структуры;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование когнитивных процессов;
  • коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Сочетание всех или некоторых из этих методов коррекции со временем может измениться. Специалист смотрит на персональный прогресс ребенка, и в зависимости от состояния коммуникационных навыков ребенка программа подвергается корректировке.

График коррекционных занятий и их количество согласовываются с родителями.

Записаться и задать любой интересующий вопрос можно по тел. +7 (922) 462-01-66

Присоединяйтесь к нам в соц.сети — ежедневно выкладываем полезный материал для родителей