Аббревиатура «АВА» расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей-аутистов.
АBA-терапия – это обучение навыкам, относящихся к множеству областей: поведение в обществе, коммуникация с другими людьми, навыки самообслуживания, учебное поведение, навыки, необходимые для самостоятельной жизни, вплоть до навыков поиска работы и небольшого ремонта в квартире.
ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение.
Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.
Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.
Для того, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра мог справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребята могли решать более сложные задачи. Таким образом дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях.
Самый базовый блок выглядит примерно так:
- задание/запрос;
- реакция ребенка;
- «приз» или «наказание».
Факторы, влияющие на интенсивность и длительность вмешательства:
- Исходные данные ребенка, выявляемые в ходе наблюдения и тестирования. Среди них: уровень текущего развития, степень сотрудничества со взрослым, наличие преград для обучения, скорость и прочность освоения новых навыков, утомляемость, умение адаптироваться к изменениям и другие. Например, учебная нагрузка для ребенка двух лет будет отличаться от таковой для пятилетнего ученика.
- Поставленные задачи. Одно дело научить ребенка почти с нуля свободно общаться с окружающими, другое ─ формулировать свои просьбы более вежливо. Например, в исследовании 2017 года авторы (Linstead, Dixon et al.) выяснили, что речевые и академические навыки наиболее чувствительны к количеству часов и требуют соответствующих временных вложений.
- Ресурсы и готовность семьи активно включиться в процесс и его поддерживать. Это, пожалуй, определяющее условие, при недостаточности которого сложно наладить продуктивную командную работу. Поэтому если дома родители не следуют рекомендациям психолога, эффект от занятий будет снижен.
Какие результаты дает АВА-терапия?
При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты:
- ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в коллективе;
- у малыша появляются способности к обучению;
- корректируются отклонения поведения, присущие аутистам;
- интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастом;
- малыш осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни в будущем.
Записаться и задать любой интересующий вопрос можно по тел. +7 (922) 462-01-66
Присоединяйтесь к нам в соц.сети — ежедневно выкладываем полезный материал для родителей